Проезжая по Московскому мосту в Чебоксарах, невозможно не обратить внимание на возвышающиеся из-под моста огромные сваебойные установки, расположившиеся по обеим сторонам залива. На прошлой неделе в центре столицы приступили к реконструкции Московского моста. Проход пешеходов со стороны Театральной набережной преграждает забор, отверстие для первой буро-набивной сваи уже подготовлено, впереди — грандиозная стройка, которую уже успели окрестить «стройкой века».
Мост построят москвичи
О том, каким будет Московский мост, признанный аварийным ещё в 2013 году, рассказал Анатолий Доброжан, заместитель генерального директора подрядной организации «Пелискер» на встрече с главой администрации города Чебоксары Алексеем Ладыковым и сотрудниками чебоксарской администрации. Компания из Москвы будет заниматься строительством моста по итогам открытого электронного аукциона. По словам подрядчика, реконструкция будет вестись в два этапа. На первом этапе — до конца 2016 года — предстоит построить совершенно новый мост на три полосы, который примкнет к существующему, и перенести на него движение автотранспорта.
Второй очередью станет демонтаж старого моста и возведение рядом с ним ещё одного моста также на три полосы. Таким образом проезжая часть по обновленному Московскому мосту будет расширена с нынешних четырех до шести полос. Реконструкция по проекту займет три года — до декабря 2018 года. Контрактная стоимость строительных работ составляет 1 млрд 569 млн рублей. К слову, в опыте компании можно не сомневаться. ООО «Пелискер» занимается строительством мостов, подземных тоннелей и путепроводов уже 17 лет. Основные работы компания выполняет в Москве и Московской области, среди масштабных — реконструкция Октябрьского моста на Садовом кольце и Нагатинского моста через Москву-реку.
Как отметил подрядчик, мост будет полностью монолитным, а не сборным, как сейчас. В отличие от применявшихся ранее канатов, в основе моста будет высокопрочная арматура. Эта современная технология позволит продлить срок службы сооружения до 70 лет. До конца этого года всё основное строительство будет вестись преимущественно под землей. К январю запланировано строительство буро-набивных свай по трем опорам, так что каких-то видимых изменений горожане пока не увидят.
Однако, без неудобств как для пешеходов, так и для автомобилистов построить мост все-таки не удастся. Как рассказал Анатолий Доброжан, для обеспечения технологического проезда для устройства свай на заливе будет возведена насыпь. В целях безопасности обе набережные залива — Театральная и Советская — будут перекрыты. Так что обойти залив вокруг в ближайшие три года не получится, гулять чебоксарцы смогут лишь по «сокращенному» маршруту: до Московского моста и обратно с обеих сторон. «Придется потерпеть», — коротко отрезал московский строитель, несмотря на заверения местных властей, что Залив — любимое место горожан и гостей столицы.
Назревающую проблему из-за ограничения движения для пешеходов, любителей роликов и велосипедов вынужден был признать и Глава города Алексей Ладыков. Как он ни пытался выяснить у подчиненных, можно ли устроить какой-либо объездной путь, ответ от коллег он получил отрицательный. В отличие от пешеходов, которые уже сегодня не могут пройтись обычным прогулочным маршрутом, автомобилистов трудности только ожидают. К концу 2016 года, когда с нынешних 4-х полос поток автомобилей будет направлен на первую очередь моста с 3-полосным движением, автомобилистов ожидают значительные заторы, смириться с которыми и городским властям, и жителям придется до окончания срока строительства — вплоть до декабря 2018 года.
Ещё один вопрос предстоящей реконструкции моста касался судьбы самых больших чебоксарских фонтанов. Как объяснил Герман Александров, заместитель главы администрации г. Чебоксары по вопросам ЖКХ — начальник управления ЖКХ, энергетики, транспорта и связи, в течение трех лет, пока будут вестись работы, на Заливе воду поднимать не будут — она останется на том уровне, какой есть сейчас. Как известно, перед наступлением зимы воду на заливе спускают. Соответственно, не будут работать и фонтаны в обеих частях залива. «Мы вынуждены отдать залив, чтобы там могли работать», — констатировал руководитель управления. Но в этом администрация видит скорее плюс — пока вода будет спущена, можно будет заняться чисткой дна залива.
Однако Алексея Ладыкова подобное решение не устроило. Он обратился к коллегам с просьбой оставить хотя бы один фонтан — в той части залива, где расположен Монумент Матери. «Это решаемый вопрос», — заверил его Анатолий Доброжан, пояснив, что работа фонтанов зависит не от уровня воды, а от насосов. Впрочем, вопрос с фонтанами пока остался открытым. Строительство только началось, в будущем, возможно, не обойтись без корректировок.
Глава администрации также поинтересовался у подрядчика, можно ли ускорить срок ввода сооружения в эксплуатацию. Не раньше конца лета 2018 года — обозначил дату окончания всех работ по оптимистическому прогнозу и при условии своевременного финансирования Анатолий Доброжан.
Будут ли задействованы местные строители, задали вопрос представителям городских властей журналисты. Как пояснил Герман Александров, на объекте работать будут, в основном, московские строители, но без местных специалистов не обойдется — будет объявлен набор рабочих. «И у нас кадров хватает, у нас есть «Мостотряд», — ответил Герман Геннадиевич, выразив надежду, что мостотрядовцев можно было бы привлечь в качестве субподрядчика.
«В конце следующего года мы должны ехать по новому мосту», — напутствовал Герман Александров. Для этого на объекте придется поработать, засучив рукава.
Для справки
Московский мост эксплуатируется с 1966 года. Проекты по реконструкции сооружения разрабатывались институтом «Гипромостореконструкция» (1992 г.) и институтом «Проектмостореконструкция» (2004 г.), но ввиду отсутствия финансов не были реализованы. В 2008 г. на мосту было введено ограничение по грузоподъемности до 5 т. Разработчиком реализуемого проекта реконструкции моста выступает ОАО «Институт «Татдорпроект».
Материал подготовила: Ольга Казакова