На исторических изломах яснее видится многое.
Казалось, наши отцы и деды «хлебнули по полной»,
но, похоже, и нам достанется.
Однако на карете прошлого далеко не уедешь.
Чем мы победим навалившиеся проблемы?
Советуют профессионалы
ЗАО НПО «Лайф Новосибирск»
технический директор Николай Михайлович Байтингер
СИСТЕМА ОПТИМАЛЬНОГО ТЕПЛОПОТРЕБЛЕНИЯ – СОТ
Слабых проблемы ломают, сильных закаляют. Так ли мы безоружны перед санкциями и кризисом? Становой хребет жизни – тепловая энергетика, одна из главнейших для простого человека, для нас с вами.
Оказывается сегодня можно управлять жилым домом или даже заводом почти также, как позвонить по сотовому. Супертехнологии от наших производителей уже сейчас вошли в нашу жизнь, а в недалеком будущем изменят её до неузнаваемости. Вот он, наш ответ «Лорду Керзону – санкциям» – в виде достижений в технологии теплопотребления от отечественного производителя.
Перипетии жизни привели нас туда, где мы находимся.
Много мнений и взглядов, что в этой ситуации хорошо, а что плохо. Наверное, всё хорошо или всё плохо не бывает. У медали, как говорят, всегда две стороны. Чем могут помочь профессионалы обычному человеку? В нашей обыденной жизни большая политика интересует почти всех, но по сути она остается на втором, третьем, четвёртом месте. Есть совсем насущные проблемы, которые нам надо решить сегодня, которые касаются всех непосредственно…
Только ленивый не говорит о проблемах ЖКХ, коммунальных проблемах, замедления в строительстве, подорожания ипотеки и т.д.
Большинство говорит об удорожании, по большому счёту удорожании всего. А как не допустить этого? И если попытаться вскрыть механизм удорожания, ответить на вопрос, действительно ли оно неизбежно, и откуда появляется, то и пути его недопущения могут быть более ясными. На первый взгляд не верится,
удорожание может быть побеждено
хотя бы в какой-то части из проблем. Но можно попробовать для одной из важнейших частей всей жизни, да и экономики в целом – для энергообеспечения.
Затронем одну из главнейших для нас частей – теплоэнергетику, она для российского климата одна из важнейших…
Теплоэнергетика как отрасль промышленности и экономики возникла в СССР в тридцатые годы 20-го века. К 80-м годам она настолько вошла в обыденную жизнь, что считалась обязательным компонентом любого капитального строения и многоквартирного дома.
Любой населённый пункт имел тот или иной источник тепла, снабжавший социальную структуру, промышленные предприятия и иные строения. К началу «перестройки» полностью сложился технологически законченный теплоэнергетический комплекс. От Ферганы и Кушки на юге до Архангельска и Кандалакши на севере объекты снабжались по похожей стандартизованной технологической схеме. Как и многое в перестроечное время, и этот сегмент нашей жизни подвергся заметной критике и ревизии. И в эту сферу пришли импортные технологии и товары, яркие и красочные, привлекательные и упакованные, которые относительно быстро стали заменять серые и внешне непривлекательные товары «от СССР».
Общество без опаски и даже с энтузиазмом восприняло эти перемены, в душе надеясь, что они быстро улучшат серую жизнь и внесут в неё яркие краски и новые возможности благодаря импортной продукции. И в общем потоке перемен и надежд у большинства эти перемены не вызывали беспокойства, а только радужные надежды. И когда стали говорить об увеличении тарифов и необходимости «вложиться» в капремонт и реформу ЖКХ, мало кто напрямую связывал это с «яркими красками и новыми возможностями импортной продукции». И вот теперь, в рамках понимания задачи относительно подорожания и усиления прочих проблем, можно проанализировать, насколько это неизбежно и в какой части связано и связано ли с недавним прошлым…
Для простого понимания ситуации можно привести один пример, который косвенно касается всех – от инициативной группы(совета) многоквартирного дома до теплоинженера крупного предприятия, через заботу эксплуатанта (собственника) магазина или супермаркета и владельца спортивного сооружения или театра.
Пример такой. Например, нам надо провести капитальный ремонт (реконструкцию) индивидуального теплового пункта (ИТП) на вашем объекте. А такой ИТП есть в любом строении в России. Сравним два варианта такого мероприятия.
Первый – осуществляем ремонт современными материалами и инструментом, но по технологии для ИТП, которая применялась в СССР и до сих пор исправно работает в большинстве ИТП, где такой ремонт не не осуществляли. И второй вариант – проводим мероприятия в соответствии ныне существующими правилами. Например объект – что-то вроде многоэтажного жилого 4-х подъездного многоквартирного дома. Мероприятия по первому варианту можно осуществить за 50–100 тыс. рублей, по второму варианту минимальная ценовая планка составляет 300–400 тыс. рублей, средние ценовые ориентиры – 500–600 тыс.рублей, нередко цена 1 млн рублей и выше… Другими словами, в сопоставимых ценах минимальное удорожание составляет 3–5 раз, нередко 5-7 раз, бывают случаи удорожания в 10 и более раз.
Вот такая арифметика.
В качестве краткого отступления сообщим известную, но не очень распространенную информацию о современном состоянии технологий теплоснабжения. По понятным причинам (климат) подобными технологиями обладают ограниченное количество стран. В основном это страны севера Европы, Канада и Россия (в прошлом СССР). Наиболее масштабное применение этих технологий, естественно, в России. Для понимания относительного уровня подобных технологий в мире можно привести один пример. После первого энергетического кризиса 1972 года, когда цена на нефть поднялась в короткий промежуток времени с 2-3 долларов за баррель до 8-9 долларов, то есть, в три раза, в северных странах Европы было принято решение
скопировать у СССР и внедрить у себя централизованную систему теплоснабжения.
Это было сделано с целью повышения своих технико-экономических показателей в теплоснабжении, для борьбы с энергетическим кризисом. Другими словами, в СССР имелись передовые технологии, которыми пытались воспользоваться другие. С началом «перестройки» эти технологии стали активно заменяться импортными. И если крупные системы в крупных городах не были разрушены, то на уровне разрозненных потребителей замена оборудования и технологий на импортные прошла более «успешно», и импортное оборудование практически вытеснило отечественное.
Неправильно было бы утверждать, что этот процесс являлся безусловно отрицательным. Многие технологические и продуктовые инструменты принесли новое во многие технологии, в частности, технологии теплопотребления. Однако факт остаётся фактом: рост цен стал столь значительным, что вопросы об эффективности и целесообразности такого пути весьма актуальны.
- Есть ли возможность снижения цены, особенно учитывая нынешнюю политико-экономическую ситуацию?
- Какими возможностями новых технологий можно компенсировать увеличение цены в плане улучшения технико-эксплуатационных свойств?
- Возможно ли компенсировать увеличение цены возможностями энергоэффективности, проще говоря, энергосбережения и уменьшения энергетических затрат?
Хотелось бы, чтобы обозначенные выше рассуждения были полезны большинству участников, причастных к проблемам теплообеспечения. Самый большой контингент – участники нынешней реформы ЖКХ. Эта реформа сама по себе затратная, и необходимо предпринять все меры по возможному снижению «цены вопроса». В этом аспекте можно анонсировать отечественные достижения, которые были достигнуты за «перестроечное» время. При этом, один из факторов, который необходимо учитывать и который нельзя отменить или пренебречь, – это то, что общество и государство за последние 20 с лишним лет необратимо изменились. Вернуться в СССР не удастся, да и, наверное, не нужно. Можно сказать, что в юридическом смысле сегодня на месте системы теплоснабжения существует система теплопотребления, в центре которой должен находиться потребитель, который за всё платит. Это коренное отличие от того, что было в СССР. И в этом смысле «нет худа без добра» от прихода импортного оборудования и технологий.
Но весь вопрос в том, как «посадить» суперэффективные технологии от СССР на рыночный конёк, как соединить высокоэффективную систему теплоснабжения, которая досталась нам от СССР, с непреложными требованиями рыночной экономики. Сегодня уже можно сказать, что технологически это удалось сделать.
НПО «Лайф Новосибирск» разработал СИСТЕМУ ОПТИМАЛЬНОГО ТЕПЛОПОТРЕБЛЕНИЯ – СОТ, это целый комплекс продуктов и технологий.
На десятках и сотнях объектов в разных городах России работает СОТ. Энергетики крупных предприятий в городах России и специалисты Главного управления образования мэрии Новосибирска соприкасаются с СОТ каждодневно, и с её помощью решают многие проблемы. Например, энергетик жилого дома или ответственный специалист управляющей компании может «кликом» мышки управлять процессом энергопотребления. Для иллюстрации тех или иных возможностей приведены рисунки, схемы, графики, экраны компьютера, характеризующих те или иных аспекты и технологии СОТ от «Лайф».
В руках у потребителей появляется доступный механизм оптимизации энергозатрат.
При необходимости можно прямо с экрана компьютера подстроить энергопотребление под свой «кошелёк», или наоборот, создать суперудобную и комфортную климатическую среду у себя на «объекте».
Отдельная тема – взаимодействие потребителей и энергоснабжающих организаций.
Конечно, можно сказать, что юридически собственник – центральный субъект в квази-рыночной системе. Однако на практике монополист-поставщик имеет возможность игнорировать насущные запросы потребителя. Известный из классики рыночной теории факт, что «монополист всё делает дорого и плохо, а требуется, чтобы было дёшево и хорошо», известен. Ни в коем случае не бросая тень на специалистов, работающих в системе тепло- энергоснабжения, приходится признать, что объективно существует
системная проблема во взаимодействии монополиста, имеющего консолидированную организационную структуру, и разрозненных неорганизованных потребителей.
Эта проблема усугубляется организационно-производственной практикой от «коммунизма».
Создалась уникальная ситуация, когда супертехнологии от СССР не могут быть полностью реализованы на благо потребителей из-за нерыночной и противопотребительской структуры монополиста. Суть в том, что юридически «заказывает музыку тот, кто платит деньги», и по факту потребитель бесправен. Более того, при принятии решений, что делать на объекте потребителя, главным является не потребитель, хотя именно он всё оплачивает. За него решают другие. Именно этим в том числе объясняется ситуация, когда нам – потребителям – навязали продукт с таким чудовищным удорожанием.
Вот один из возможных путей ответа на вопрос, как удорожание может быть побеждено.
Есть и другие причины ненужного удорожания.
Мудрейшая технологическая цепочка теплоснабжения огромной страны была «заточена» на свою экономику, социалку, политику и т.д.
Очень часто в тех условиях для решения государственной задачи экономика отодвигалась в сторону. На сегодня для всех очевидно, что экономика и цена, безусловно, на первом месте. Но в теплоснабжении на прежней добротной технологической цепочке находятся почти прежние организационные структуры. До сих пор некому адаптировать организационно-финансовый механизм этого сегмента под рыночные требования. В результате возможности экономической оптимизации всей технологической цепочки находится в прежних, несоответствующих сегодняшнему дню требований и обстоятельств.
Большинство из устоявшихся технических требований выведены из разряда обязательных, но некому принять решение о целесообразности или нецелесообразности применения того или иного требования или характеристики. В результате огромная полу бюрократическая структура работает с устаревшими в некоторых аспектах требованиями, избыточными по своей сути, что заметно удорожает весь процесс и продукцию. Если решить эту проблему то появляется дополнительный ответ на вопрос, как
удорожание может быть побеждено
ЗАО НПО «Лайф Новосибирск»
Новосибирск, ул. Русская, 41
Телефон +7 (383) 306-62-28
Телефон/Факс +7 (383) 306-62-28
E-mail: life@online.nsk.su
Сайт www.npo-life.ru