Поданным компании Nikoliers, запервые шесть месяцев 2025годавРоссии появилось 20 новых брендов— 8 иностранных и12 отечественных. Для сравнения, вIполугодии 2024года объявили оботкрытии своих площадей вТЦили всоставе стрит-ритейла 35 новых игроков— 19 иностранных и16 российских, что почти вдва раза больше показателя текущего года.
hxdbzxy/Shutterstock/Fotodom
Попрогнозам аналитиков Nikoliers, в2025 году вРоссии могут дебютировать порядка 51 бренда (24 иностранных и27 отечественных). В2024 году вышли нароссийский рынок 73 бренда (38 российских и35 иностранных). Замедление темпов появления новых игроков— естественный процесс после активного развития в2023—2024 гг., когда как российские, так ииностранные бренды активно занимали площади ушедших международных игроков. Средидругих факторов снижения числа выхода новых брендов— низкий уровень вакансии инехватка качественных площадей для развития бизнеса нафоне сдержанных темпов девелопмента новых торговых центров. Такая ситуация сдефицитом свободных площадей может сохраниться нароссийском рынке до2027 года.
Втекущем году порядка 37% открытий отобщего числа иностранных брендов пришлось наИталию, еще 25% наТурцию, 12% наКитай, наРеспублику Беларусь— 13% истолькоже наКазахстан. Для сравнения, впервом полугодии 2024 года влидерах был Китай споказателем 26%, Турция, Южная Корея иИталия имели равную долю по16%, далее шла Германия— 11%. По5% рынка приходилось накаждую изследующих стран: Узбекистан, Армению иИспанию.
Натекущий момент из8 зарубежных брендов половина относится ккатегории « иобувь» (MUA, Gaissina, Les Benjamins, Doucal’s), четверть к«Бытовая техника иэлектроника» (BEKO, De’Longi), по13% накатегории «Товары для спорта» (Kappa) и« » (Jinkailai). Больше всего новых брендов сянваря поиюнь 2024 года открылось вкатегории «Одежда иобувь»— 64%, навтором месте— «Бытовая техника иэлектронику» (16%). «Товары для спорта», «Товары для дома», «Косметика ипарфюмерия», «Товары для детей»— имели по5% вкаждом сегменте.
Структура российских брендов вIполугодии 2025 года выглядит следующим образом: 36% приходится на«Одежда иобувь» (Nice&Easy, Vog, Jisco K-pop Project идр.), 22% на«Общественное питание» («100Мираторг», Mosca, 2Grind coffee), по14% на«Развлечения» («Амбилэнд», A4 VRPark) и«Товары для дома» (Dommo, «ДомАрт»), 7% на«Товары для детей» (WISTERIA) и«Товары для спорта» («Плавательный.рф»).
Втоже время российские ииностранные ритейлеры продолжают расширять свой ассортимент идаже выходить вновый ценовой сегмент. Например, DNS открыл магазин нового формата «Гипер Премиум» вТРЦ «Планета» вПерми. Параллельно наблюдаются изменения вассортиментной политике бренда одежды Lime— появилась парфюмерная продукция, аO’Stin, традиционно позиционировавший себя как -ритейлер, помимо расширения ассортимента обувью, запустил продажу парфюмерии.
Внастоящий момент отмечается увеличение площадей уарендаторов категорий «Развлечения» и«Фитнес». При этом бренды сегмента Fashion продолжают играть ключевую роль вкрупных ТЦ, лидируя как позанимаемым площадям, так ипообъему генерируемого дохода.
«Российские бренды являются основными потребителями площадей вторговых центрах. Смомента ухода международных брендов они нетолько расширили форматы магазинов иассортиментную матрицу, ноипредставили новые концепции. Понашим данным, доля российских брендов вструктуре арендаторов крупноформатных объектов запоследние четыре года увеличилась с57% до76%. При этом российский рынок остается привлекательным идля иностранных игроков, что всовокупности делает его более разнообразным иконкурентным. Понашим оценкам, российские бренды продолжат развиваться инаращивать свою лояльную аудиторию, как засчет развития собственных ярких концепций, так иколлаборации сигроками издругих сегментов»,— отметила Анна Никандрова, партнер, региональный директор департамента торговой недвижимости иуправления недвижимостью Nikoliers.